Законодательством в сфере закупок установлено право заказчика вносить изменения в опубликованную закупку. Данное прямое требование к срокам внесения изменений и продлению заявок на участие в проводимой закупке, ограничений в части условий, подлежащих изменения на этапе закупки закреплено нормами Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), а порядок размещения такой информации и иные особенности указаны в соответствии с правовыми актами, утвержденными с учетом положений закона о закупках:
- постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке» (далее - ПП РФ № 908)
- постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее - ПП РФ № 932).
Рассмотрим возможные нюансы, закрепленные законом и ошибки при осуществлении таких действий заказчиком.
Основания и сроки внесения изменений в закупку
Заказчик вправе по собственной инициативе либо в ответ на запрос какого-либо претендента внести изменения в опубликованную закупку (часть 11 статьи 4 Закона № 223-ФЗ).
При этом, Закон № 223-ФЗ не регламентирует действия заказчика в вопросах определения срока, при наступлении которого внесение указанных изменений не допускается.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 10 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ оператором электронной площадки обеспечивается конфиденциальность информации, содержащейся в заявке до окончания срока подачи заявок и об участниках такой закупки, а при внесении изменений после окончания срока подачи заявок заказчик будет обладать информацией, которой бы он не обладал в случае внесения изменений до окончания такого срока. На эти же обстоятельства указано и в письме Минфина России от 29.09.2020 № 24-04-07/85101.
Даже сама формулировка ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ прямо говорит нам о том, что осуществить действия по внесению изменений в опубликованную закупку заказчик может до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такое действие, в первую очередь, предназначено для своевременного ознакомления участников с условиями проведения закупки и установления реальных сроков для подготовки качественной заявки с учетом внесенных изменений заказчиком, а также соблюдения их прав и законных интересов.
Разместить изменения необходимо в ЕИС, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 223-ФЗ, не позднее чем в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения. В случае технических неполадок — на сайте заказчика с последующим размещением ее в единой информационной системе в течение 1 рабочего дня с момента устранения неисправностей (ч. 13 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
При внесении изменений стоит учесть следующие моменты:
- в результате таких изменений закупка должна продолжать соответствовать позиции плана закупки (ч. 5.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ);
- разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора (ч. 4 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).
Таким образом, изменения предмета закупки, потребности в товарах (работах, услугах), размера НМЦД более чем на 10 процентов стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), сроков приобретения товаров (работ, услуг) и срока исполнения договора при осуществлении закупки не допускается.
В случае внесения таких изменений на этапе проведения закупки необходимо отменить закупку, поскольку внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке или вносимых в них изменений (п. 9 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана") (далее - ПП РФ № 932).
После внесения правок в размещенную закупку срок для приема заявок должен быть увеличен на половину от срока, установленного положением о закупке для данного способа конкурентной закупки. Это правило действует для всех обязательных видов конкурентных закупок при условии, что прошло уже более половины срока для подачи заявок. Рекомендуется округлять в большую сторону (по правилам математического округления), в целях соблюдения установленного законодательством срока для продления срока подачи заявок, и чтобы у Участников было больше времени для формирования своих заявок с учетом внесенных изменений и не было повода выставить претензию.
Внесение изменений в закупку у единственного поставщика
Внесение изменений в извещение о закупке у единственного поставщика или иной неконкурентной процедуры, основания, сроки и порядок действий определяется исключительно в соответствии с положением о закупке, Закон № 223-ФЗ на этот случай указаний не содержит.
К примеру, в случае если положением заказчика предусмотрено размещение извещения о закупке у единственного поставщика, то публикуется и изменения в извещение о такой закупке либо такое изменение фиксируется путем составления дополнительного соглашения по итогам заключенного договора.
В случае принятия заказчиком о размещение изменений извещения о закупке с единственным поставщиком, необходимо подготовить новую редакцию извещения, составить документ, содержащий перечень внесенных изменений, и загрузить в ЕИС (пункты 26-27 ПП РФ № 908).
Внесение изменений в закрытую закупку
Информация о закрытой конкурентной закупке, в том числе о внесении изменений в такую закупку, не подлежит размещению в ЕИС (ч. 3 ст. 3.5, ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). В остальном порядок, в т.ч. и сроки регламентируются Законом № 223-ФЗ (ч. 2, 3 ст. 3.5 Закона № 223-ФЗ).
Требования, предъявляемые к размещению в ЕИС изменений в закупку
При внесении изменений в извещение о закупке заказчик размещает (пункты 26-27 ПП РФ № 908):
- измененную редакцию извещения о закупке и, при необходимости, измененные электронные виды документации о закупке и проекта договора, являющегося неотъемлемой частью извещения о закупке и (или) документации о закупке;
- иную подлежащую размещению в единой информационной системе дополнительную информацию, в том числе относящуюся к содержанию извещения о закупке (если такая информация предусмотрена положением о закупке);
- документ, содержащий перечень внесенных изменений. Такой документ создается заказчиком в произвольной форме в электронном виде с указанием в какой части были внесены изменения. Ни Законом № 223-ФЗ ни ПП № 908 не регламентированы требования к форме документа, содержащего перечень внесенных изменений.
Оформить такой документ можно, к примеру, распоряжением, протоколом, приказом либо иным документом в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
После подписания вышеперечисленных документов усиленной квалифицированной электронной подписью изменения в извещение о закупке считаются размещенными в единой информационной системе надлежащим образом.
Если изменения затрагивают только, к примеру проект договора в целях устранения разночтений или отсутствует прикрепленный файл документа, относящегося к закупке (к примеру, обоснование НМЦД), то заказчик при внесении изменений в опубликованную закупку размещает в том числе все документы, относящиеся к закупке, а не только те – в которых были внесены изменения, иначе в действующей редакции информации о закупке они станут не доступными.
В течение одного часа с момента размещения в ЕИС изменений, внесенных в извещение об осуществлении конкурентной закупки в электронной форме, документацию о такой закупке оператор электронной площадки размещает указанную информацию на электронной площадке, направляет уведомление об указанных изменениях, разъяснениях всем участникам конкурентной закупки в электронной форме, подавшим заявки на участие в ней (ч. 7 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ).
На что следует обратить внимание относительно внесения изменений в извещение и (или) документацию о закупке в целях недопущения случаев несоблюдения требований Закона № 223-ФЗ.
Пример. Заказчиком было дано разъяснение положений аукционной документации в части товара, подлежащего поставке (поставка бензина АИ-92).
Вместе с тем, учитывая, что описанием объекта закупки (техническим заданием) предусмотрена поставка автомобильного бензина АИ-95, данные заказчиком разъяснения фактически изменяют суть документации. Такие разъяснения могут вводить потенциальных участников закупки в заблуждение относительно того, какой именно товар необходим заказчику, и не соответствуют требованиям п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Пример. Согласно ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в случае внесения изменений в документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок оставалось не менее половины срока подачи заявок, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, 02.12.2020 Заказчиком в Документацию внесены изменения, при этом срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 04.12.2020.
Таким образом, действия заказчика нарушают ч. 1 ст. 2, ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ (Решение ФАС России от 14.12.2020 N 223ФЗ-969/20, Решение Омского УФАС России от 12.12.2016 N 05-04.1/128-16).
Чтобы исключить данное нарушение, при осуществление закупочной деятельности необходимо учитывать нормы гл. 11 ГК РФ Гражданского кодекса Российской Федерации, в которых закреплены правила исчисления сроков. В частности, в срок подачи заявок не должны включаться день размещения извещения и день окончания подачи заявок.
При этом, дата размещения изменений должна быть разделена с датой окончания срока подачи заявок не менее чем половиной срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке.
Пример. Заказчик внес изменения в опубликованную закупку в части размера обеспечения исполнения договора, при этом продлил срок подачи заявок не на половину срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки, а на половину от уже пройденного срока для подачи таких заявок.
При этом, также стоит обратить внимание, если прошло более половины срока для подачи заявок, то новый срок для подачи заявок должен быть продлен не с даты принятия решения о внесение изменений, а с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений. И, если прошло менее половины срока для подачи заявок, то продлевать срок для подачи заявок не требуется.
Пример. Заказчик внес изменения в опубликованную закупку, при этом срок подачи заявок Заказчиком не продлевался. Заказчиком были рассмотрены заявки, поданные до внесения изменений в документацию, что стало причиной в отклонении таких заявок (Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 11.04.2022 N 78/8541/22).
Пример. Сроки подачи заявок продляются в случае внесения изменений в документацию, если изменения в документацию не вносились, к примеру, в рамках предоставления разъяснений положений документации о закупке, следовательно, отсутствуют основания для продления сроков подачи заявок. (Решение Томского УФАС России от 04.02.2020 по делу N 070/07/18.1-13/2020).
Пример. Заказчик опубликовал 01.08.2022 закупку способом - запрос котировок на «общих основаниях», для которого срок подачи заявок составляет 5 рабочих дней. Таким образом, если заказчиком будут внесены изменения до 03.08.2022 включительно, то продление срока не требуется. Если внесение изменений в закупку будет осуществлено после 03.08.2022 и до срока окончания подачи заявок, то заказчик должен продлить срок подачи заявок еще на 3 рабочих дня с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений.
Пример. Заказчик опубликовал 01.08.2022 закупку способом - запрос котировок на «общих основаниях», для которого срок подачи в соответствии с положением о закупке и нормами Закона N 223-ФЗ должен составлять не менее 5 рабочих дней, а срок подачи заявок на участие в такой закупке, установленного извещением о закупке составил 10 рабочих дней. В этом случае, заказчик должен будет продлить срок подачи заявок не на 5 рабочих дней (половины от срока для подачи заявок, установленного в извещение о закупке), а на 3 рабочих дня (от срока, установленного положением о закупке для данного способа закупки) с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений.
Признаки состава административного правонарушения за нарушение процедуры торгов
Если изменения не размещены или размещены с нарушением установленных сроков, заказчик может быть оштрафован.
За нарушение предусмотренных Законом N 223-ФЗ сроков размещения в ЕИС информации об изменениях, вносимых в извещение и (или) документацию о закупке предусмотрен штраф на должностных лиц в размере от 2 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц - от 10 до 30 тыс. руб.
За нарушения положений части 11 статьи 4 Закона о закупках, а именно за не продление срока подачи заявок на участие в Закупке: тут заказчика ожидает административный штраф на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб.; на юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
Действия в части нарушения процедуры торгов также являются основанием для обжалования действий в ФАС России. Обратиться в антимонопольный орган на таком основании может любое лицо, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов независимо от того, подавало оно заявки на участие в закупке или нет (п. 3 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).