Ранее, законодательство в сфере закупок не регламентировало действия заказчика в вопросах определения сроков оплаты товара, работы, услуги, заказчик самостоятельно устанавливал такие сроки в извещении (или) документации о закупке.
ФЗ от 16.04.2022 г. № 104-ФЗ внес изменения в Закон № 223-ФЗ, закрепив императивный срок оплаты ТРУ по всем договорам не более 7 (семи) рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (всего объема либо отдельного этапа) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (ч. 5.3, 5.4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ), за исключением если иной срок не установлен заказчиком в Положении о закупке, а также, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Данное дополнение обусловлено необходимостью исключения случаев необоснованного затягивания заказчиками оплаты данных ТРУ (например, зачастую поставщики материалов предоставляют компании-покупателю (поставщику) отсрочку по их оплате (в большинстве случаев эта услуга платная. Помимо оплаты самой стоимости материалов, покупатель должен перечислить продавцу и проценты за каждый день отсрочки платежа).
Отметим, что с 23.03.2022 также для закупок у СМСП изменен срок оплаты по договору, который теперь составляет не более 7 рабочих дней
(до 23.03.2022 г. – 15 рабочих дней) со дня, когда заказчик подписал документ о приемке по договору или его отдельному этапу (ПП РФ от 21.03.2022 № 417 скорректированы п. 14(3), 28, 32(1) ПП РФ от 11.12.2014 № 1352).
Дополнения в части оплаты вступили в силу с 16 апреля 2022 г. и не применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, возникшим до дня вступления в силу ФЗ от 16.04.2022 г. № 104-ФЗ. Во избежание неисполнимости дополненной нормы, в случае если устанавливаемый срок оплаты превышает императивный срок оплаты, то заказчик обязан в Положение о закупке:
— Прописать конкретные сроки оплаты и (или) порядок определения таких сроков.
— Определить перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых применяются такие превышающие сроки оплаты, включая договора с единственным
поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (ч. 5.4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
Заказчик самостоятельно определяет конкретные сроки оплаты и порядок определения таких сроков, закрепив их в перечне ТРУ. Никаких иных требований к составу Перечня ТРУ нет, поэтому его наполнение зависит исключительно от пожеланий заказчика. При этом, в принятой норме оговорены только сроки оплаты по факту исполненных обязательств, поэтому в части сроков предоплаты заказчик относительно свободен.
Несвоевременная оплата ТРУ влечет ответственность заказчика в форме уплаты неустойки (штрафа, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных Договором, а в случае отсутствия данного требования, законных процентов, установленном законодательством РФ. А также, в силу того что изменения, внесенные в действующее законодательство РФ имеют приоритет над нормами Положения о закупке, и если новые нормы уже вступили в силу, а заказчик не внес такие изменения в Положение о закупке, то контрольный орган может признать это нарушением и выдать предписание об устранении.
В связи с чем, для минимизации рисков обжалования положений документации по процедурам закупок, проводимых до внесения изменений в Положение о закупке можно предусмотреть в проекте договора порядок и «затяжные» сроки осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным договором, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, но в пределах «разумности».
Приемка товара, на основании п. 2 ст. 513 ГК РФ включает в себя совершение заказчиком действий, необходимых для:
- Принятия и разгрузки товара (п. 2 ст. 484, п. 1 ст. 513 ГК РФ);
- Осмотр и проверку товара на соответствие условиям договора по количеству, качеству, ассортименту и другим характеристикам (п. 2 ст. 513 ГК РФ);
- Предъявление претензий поставщику относительно несоответствия товара условиям договора (п. 1, п. 2 ст. 483 ГК РФ).
Таким образом, срок приемки (в том числе осмотра, проверки) заказчиком товара по договору поставки, конкретные процедуры, порядок составления документов при приемке и другие вопросы принятия товара оставлены на усмотрение сторон.
Когда это предусмотрено договором поставки, к порядку приемки товаров по количеству и качеству, могут применяться Инструкции о порядке приемки продукции по количеству и по качеству № П-6 и N П-7.
Требования к сроку и порядку приемки работ (услуг) определены ст. 720 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изменения, вступающие в силу с 01 июля 2022 г. предусматривают следующие правки:
1. До 01.07.2022 заказчику запрещено включать в описание объекта закупки указаний наименования страны происхождения товара., в т.ч. поставляемых (расходуемых) при оказании услуг, выполнении работ по договору, в связи с возможным ограничением количества участников закупки (за исключением обстоятельств, определенных пп. а-г п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). С 01.07.2022 при описании предмета закупки, или как часто принято говорить – технического задания, Заказчик теперь может включать требования или указания в отношении наименование страны происхождения товара (п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Следует отметить, что в норме отсутствует условие о том, что наименование страны происхождения товара исключает товары зарубежной продукции из государств, совершающие недружественные действия. Также, определение понятия страны происхождения товара не тождественно понятиям наименования происхождения товара, местонахождения производителя и стране регистрации торгового знака.
2. Осуществление закупок в сфере строительства «под ключ», что позволит заказчикам провести одну закупку, предметом которых является и подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и (или) строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта (т.е. разные виды работ в рамках одной закупки), что позволит ускорить и упростить строительство объектов и, как следствие, приведет к снижению рисков как:
- Несоответствие построенного объекта установленным характеристикам;
- Нарушение сроков строительства;
- Незапланированное удорожание строительства, т.к. перед проведением любой процедуры закупки необходимо обосновать начальную (максимальную) стоимость будущего договора, а после выполнения проектных работ реальная стоимость строительства может оказаться совершенно иной.
Данные изменения и дополнения внесены в ст. 3.1-3 Закона № 223-ФЗ.
Отметим, что ранее, если предметом закупки являлись одновременно работы в области проектирования и строительства, это признавалось как ограничение конкуренции.
3. По аналогии с механизмом размещения информации в соответствии с Законом № 44-ФЗ и в целях исключения информации о закупках из ЕИС, которые не подлежат размещению в силу норм ч. 15 и 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, внесены уточнения по неразмещению на официальном сайте указанной системы информации о закупках, предусмотренных ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, уведомлений и заключений, определенных ст. 5.1 Закона № 223-ФЗ.
В реестр договоров также не вносится информация и документы, которые в соответствии с Законом о закупке не подлежат размещению в единой информационной системе (ч. 3 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ).
Также, в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ с 7 марта 2022 ПП РФ от 6 марта 2022 г. № 301 установлено, что основанием для неразмещения в ЕИС информации об участвующих в закупках поставщиках (подрядчиках, исполнителей) является введение политических или экономических санкций недружественными иностранными государствами в отношении заказчиков, осуществляющих такие закупки. Данная норма распространяется также на кредитные организации. Это правило применяется по всем закупкам, в т.ч. к тем, которые находились на этапе определения Поставщик (исполнителя, подрядчика). Неразмещение сведений в ЕИС это обязанность, а не право заказчика.
В силу ч. 1 ст. 3.5 заказчики, указанные в ПП РФ от 6 марта 2022 г. № 301 вправе проводить конкурентные закупки закрытым способом.
В случае, если Положением о закупке заказчика предусмотрен раздел о проведении закрытых закупок, то необходимо привести в соответствии с данными нормами Положение о закупке.
Напомним, что пп. ж п. 7 ПП РФ от 11.12.2014 № 1352 закупки, в отношении которых принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, исключаются из расчета СГОЗ с участием СМСП.
4. Уточнены основания о включении информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков. Если в отношении заказчика введены санкции, то он должен включать в РНП сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) при одностороннем отказе заказчика от исполнения договора, в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров (ч. 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ). Понятие существенного нарушения договора определено ст. 450 ГК РФ, а также в иных случаях, предусмотренных договором. Ранее, данная норма предусматривала включение в РНП сведений об участниках закупки только в случае уклонения от заключения договора либо договор расторгнут по решению суда. Предполагается, что и в дальнейшем будут внесены основания включения в РНП о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) при одностороннем отказе всех заказчиков, а не только в отношении которых предусмотрены санкции.
ФЗ от 16.04.2022 г. № 109-ФЗ также внесены изменения в нормы Закона № 223-ФЗ, которые вступают в силу с 01.07.2022 г. а именно:
- Банковская гарантия будет заменена на независимую гарантию (ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ).
- Независимая гарантия, предоставленная в качестве обеспечения заявки и исполнения договора, должна будет соответствовать требованиям, установленным частью 1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ и информация о такой гарантии должна быть включена в реестр независимых гарантий, предусмотренный ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ (ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ).
- В извещении и документации о закупке необходимо теперь указывать размер обеспечения заявки на участие в закупке, порядок и срок его предоставления в случае установления требования обеспечения заявки на участие в закупке, а также размер обеспечения исполнения договора, порядок и срок его предоставления, а также основное обязательство, исполнение которого обеспечивается (в случае установления требования обеспечения исполнения договора), и срок его исполнения (п. 9, 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Кроме того, чтобы исключить предоставление подложных гарантий, в рамках 223-ФЗ будут приниматься только те гарантии, которые включены в реестр независимых гарантий, предусмотренный 44-ФЗ. Данный реестр заработает с 01.04.2023 г.
Отличие независимой банковской гарантии:
- Могут выдавать не только банки, но и др. финансовые организации из перечня Минфина (п. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
- Срок оплаты уменьшен до 10 рабочих дней (ч. 3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
- Срок действия независимой гарантии в виде обеспечения заявки сокращен до одного месяца после окончания подачи заявок на участие в закупке (ч. 4 ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
Изменения, вступающие в силу с 01 октября 2022 г. предусматривают особенности включения в план закупки товаров, работ, услуг информации о закупках, предусмотренных частью 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, размещения такой информации на официальном сайте и к порядку информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, установление которого предусмотрено ч. 2 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.
Внесены уточнения по закрытым конкурентным закупкам, которые не подлежит размещению в ЕИС, за исключением закупки, проводимой в случаях, определенных Правительством РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. Изменения, вносимые в ст. 3.5 и п. 15-18 ст. 4 Закона № 223-ФЗ вступят в силу с 01 апреля 2023. г.
Разброс сроков изменений в Законе о закупках обусловлен необходимостью подготовки заказчиками внесений изменений в Положение о закупке, а также необходимостью осуществления доработок ЕИС. Положение необходимо доработать не позднее 01.10. 2022 г., иначе есть риск признания таких закупок недействительными и ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ предусмотрена санкция за неразмещение Положения о закупке, а именно заказчик обязан все свои закупки осуществлять в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ с учетом особенностей, определенных ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Также, Положение о закупке должно содержать следующие изменения внесенные в нормативные акты в рамках Закона № 223-ФЗ, а именно:
- В ПП РФ от 16.09.2016 № 925:
- Товары из Донецкой и Луганской областей приравняли к отечественным, при этом происхождение товаров из данных областей будут подтверждаться сертификатами о происхождении товара, выдаваемыми уполномоченными органами (организациями), фактически действующими на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины;
- Выполнение заказчиком квоты закупок возможно за счет закупок товаров из Донецкой и Луганской областей, информация о которых может содержаться в реестре промпродукции, произведенной в Донецкой и Луганской областях.
2. В ПП РФ от 03.12.2020 № 2013:
- Товаром российского происхождения признается товар, включенный не только в реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ или реестр промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, но и в реестр промышленной продукции, произведенной на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины.
- Помимо радиоэлектронной продукции, предоставляется ценовое преимущество в размере 30% и при осуществлении закупок интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством (систем удаленного мониторинга и диагностики, интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), автоматизированных систем управления технологическими процессами подстанций, автоматизированных систем технологического управления центров управления сетями), сведения о которых содержатся в едином реестре радиоэлектронной продукции и (или) программного обеспечения, используемого в качестве компонента указанных систем, сведения о которых содержатся в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Изменения затронули и ПП РФ от 11.12.2014 № 1352 в части:
1. Исключаются из расчета СГОЗ с участием СМСП закупки медицинских изделий, являющихся аппаратами, приборами, оборудованием, применяемыми в медицинских целях, их последующее техническое обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию, в случае если НМЦД превышает 400 млн. рублей. Данное изменение внесены Постановлением от 29.12.2021 № 2554, которое вступило в силу с 29 декабря 2021 г.
2. С 01.07.2022 г. закупка среди СМСП и самозанятых может осуществляться неконкурентным способом в электронной форме по принципу «электронного магазина» в соответствии с п. 20(1) ПП РФ № 1352 и при условии, что данный способ закупки предусмотрен в Положении о закупке заказчика. Цена договора, заключенного с применением такого способа закупки, не должна превышать 20 млн. рублей и осуществляться оператором электронной площадки в ЕИС в сфере закупок в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ.
Отметим, что с учетом изменений, принятие которых предусмотрено ФЗ от 16.04.2022 г. № 104-ФЗ и ФЗ от 16.04.2022 г. № 109-ФЗ, повлечет внесение изменений и в другие подзаконные акты, а именно в ПП от 10.09.2012 № 908, ПП от 22.11.2012 № 1211.