Блок

Порядок формирования и размещения в ЕИС протоколов, составленных по результатам закупки

Протокол — это документ, фиксирующий решение закупочной комиссии по результатам проведенной конкурентной процедуры.

При составлении и размещении протокола заказчик руководствуется нормами:
  • Ч. 1, 13,14 ст. 3.2, ч. 1 ст. 3.3, ч. 24, 27 ст. 3.4, ч. 12,13 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ);
  • П. 4, 34, 35, 36, 37 Постановления Правительства РФ от 17.09.2012 № 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" (далее - ПП РФ № 908);
  • Внутренних актов заказчика.

Что касается закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), то здесь никаких протоколов не требуется, если иное не предусмотрено положением заказчика (ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Если же, согласно положению, данное решение должно приниматься комиссией, то составляйте его в произвольной форме.
По ходу конкурентной процедуры заказчик формирует и публикует на ЭТП и в ЕИС протокол (-ы). Делать это необходимо по каждой конкурентной закупке, независимо от торговых и неторговых конкурентных способов, предусмотренных ч. 3.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и их формы (бумажная, электронная), а в случае закупок среди СМСП и самозанятых, размещение в ЕИС протокола первых частей заявок на участие в конкурентной закупке осуществляет оператор ЭТП (ч. 24 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ). Исключение составляет информация о конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом, и не подлежащей размещению в ЕИС, а с 01.04.2023 - за исключением закупки, проводимой в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 настоящего Федерального закона, информация о которой не подлежит размещению на официальном сайте.

На практике, количество протоколов, составляемых заказчиками, может быть различно. По правилам, протоколы каждого этапа конкурентной закупки и подведения итогов составляются даже в том случае, если на участие в процедуре не поступило ни одной заявки. Если предусмотрено положением о закупке, документацией, то Заказчик вправе совмещать этап рассмотрения заявок и этап подведения итогов закупки, оформляя соответствующие решения в рамках этапов одним протоколом (итоговым протоколом), в таком случае, если не подано ни одной заявки или ни одна заявка не соответствует установленным требованиям, составляется итоговый протокол. Также, исходя из положения заказчика, в первом протоколе может быть зафиксировано решение комиссии о продлении срока приема заявок (тогда в дальнейшем будет составляться еще один протокол по первому этапу закупки), либо о заключении договора с единственным участником такой закупки. Но, если положением это не предусмотрено, то формируется решение по каждому этапу и итоговый протокол (например, на первом этапе определяет состав участников и их соответствие установленным требованиям закупки, а на втором этапе фиксируются результаты оценки, в т.ч. определяется победитель проводимой закупки). Что касается запроса котировок, запроса цен или запроса предложений, как правило, составляется только один протокол. Однако и здесь, если не подано ни одной заявки или ни одна заявка не соответствует установленным требованиям, в протоколе может быть указано решение комиссии о продлении срока подачи заявок. Таким образом, фактическое количество протоколов, составляемых заказчиком в том или ином случае, зависит от правил применения тех или иных способов закупки, установленных положением конкретного заказчика.

Также, пунктами 4 и 6 части 13, 14 статьи 3.2 Закона о закупках определено, что протокол (-ы), составленные в ходе закупки должны содержать информацию о присвоении тех или иных баллов по каждому из предусмотренных документацией критериев оценки заявок на участие в закупке (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов). Это обусловлено тем, что в случае несогласия с решением заказчика участник закупки мог оспорить его в установленном законе порядке. Неразмещение такой информации является нарушением требования Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 5 ст. 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2019 по делу N А40-216856/19-139-1920; Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2020 по делу N А40-303077/19-139-2507; Постановление ФАС России от 11.01.2022 по делу N 28/04/7.32.3-1307/2021).
Формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с Законом № 223-ФЗ, обеспечиваются оператором электронной площадки (ч. 1 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ).
Что касается технической стороны размещения в ЕИС протоколов закупки, то заказчику необходимо войти в личный кабинет и выбрать форму протокола из имеющихся в перечне форм. Заказчик из-за технической описки в протоколе вправе его скорректировать (п. 37 ПП РФ от 17.09.2012 № 908). Кроме того, подлежит изменению протокол, предложенный функционалом ЕИС, если он не соответствует положению о закупке заказчика (в части наименования протокола и содержания) (п. 33 ПП РФ от 17.09.2012 № 908).
Закон о закупках не содержит требований к срокам рассмотрения заявок по результатам этапа и по итогам конкурентной закупки, но согласно пункта 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должна быть указана дата рассмотрения предложений участников /подведения итогов такой закупки. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов назначается в извещении и (или) документации о закупке, согласно положению о закупке.
Рассмотрение заявок в день, отличный от указанного в извещении и (или) документации, в этих случаях не будет считаться нарушением, так как не может повлечь за собой изменение результата торгов, и, как следствие, нарушения прав иных лиц. При этом, главное соблюсти срок публикации протокола, установленный частью 12 статьи 4 Закона о закупках (Решение Омского УФАС России от 14.12.2020 N 055/07/3-1240/2020; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.04.2021 N Ф07-2717/2021 по делу N А56-41061/2020). Также стоит отметить, что срок для заключения договора будет отсчитываться не от даты подписания протокола, а от даты его публикации (ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).
Пунктом 34 ПП РФ от 17.09.2012 № 908 определено, что протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения договора, причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся (в случае признания конкурентной закупки таковой), а также информацию, предусмотренная частями 13, 14 статьи 3.2 Закона о закупках и дополнительные сведения, если этого требует ваше положение о закупке. Если протокол не содержит тех сведений, которые предусмотрены самим Законом о закупке, его подзаконными нормативными правовыми актами и положением о закупке конкретного заказчика, то это является нарушением со стороны контрольных органов. В этом случае, требуемая законом информация о закупке считается неразмещенной. К примеру, если заказчик в своем положении установил необходимость указания наименования участников закупки, такая информация подлежит включению в протокол в обязательном порядке.

При этом, в случае признания конкурентной закупки несостоявшейся в протоколах указывается информация о следующих причинах ее признания таковой (п. 34 ПП РФ от 17.09.2012 № 908):
а) Не подано ни одной заявки на участие в закупке;
б) Все заявки на участие в закупке отклонены;
в) Подана только одна заявка;
г) Отклонены все заявки, за исключением одной заявки на участие в закупке;
д) От заключения договора уклонились все участники закупки.

На основании данной информации присваивается код, установленный для случая заключения договора по результатам несостоявшейся закупки в соответствии с пунктом 45(5) ПП РФ от 10.09.2012 № 908.
В соответствии с пунктами 33, 35 ПП РФ от 10.09.2012 № 908 протоколы, составленные в ходе закупки, размещаются в графическом виде и (или) в электронном виде. Из чего следует, что заказчики обязаны разместить в ЕИС графический вид протокола или графический вид протокола + электронный вид протокола, сформированного посредством функционала ЕИС либо электронного вида протокола, скорректированного заказчиком в соответствии с положением о закупке. Графический вид – сведения в файле с графическим образом оригинала документа (например, pdf, jpeg, png), что предполагает размещение отсканированного оригинала протокола, его фотографии и т.п. Протоколы в формате PDF, с возможностью копирования и поиска фрагментов текста – это не графический вид, а электронный (в соответствии с пунктом 9 ПП РФ от 10.09.2012 № 908). За неразмещение в ЕИС протокола (-ов) в графическом виде грозит административная ответственность по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП (Постановление ФАС России от 21.08.2020 по делу N 17/04/7.32.3-573/2020).

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4). В случае технических неполадок — в течение 1 рабочего дня с момента устранения неисправностей (ч. 13 ст. 4).
Протокол считается размещенным в ЕИС надлежащим образом после размещения в ЕИС протокола, составленного в ходе закупки в графическом виде, подписанного ЭЦП лица, уполномоченного на размещение в единой информационной системе информации от имени заказчика и содержащего сведения, предусмотренные п. 34 ПП РФ от 10.09.2012 № 908 (п. 36 ПП РФ от 10.09.2012 № 908). Таким образом, действующим законодательством, в частности Законом о закупках, Постановлением N 908, а также положением о закупках не установлена обязанность Заказчика размещать протокол Закупки с подписями членов комиссии. Опубликование в ЕИС протокола, подписанного электронной цифровой подписью уполномоченного лица Заказчика является достаточным основанием для признания вышеуказанного протокола юридически значимым и создает правовые последствия для участников закупки в силу п. 36 ПП РФ от 10.09.2012 № 908 (Решение ФАС России от 17.11.2021 № 223 ФЗ-580/21).

За неразмещение в ЕИС протокола (-ов) также грозит административная ответственность по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП. Должностных лиц по этой статье оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 рублей. Что касается юридических лиц, то для них санкции установлены в размере от 100 000 до 300 000 рублей.

Протокол (-ы), составленные в ходе проведения и по итогам закупок, должны храниться в учреждении не менее трех лет (ч. 12 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).
2022-06-20 14:32