Основания и сроки отмены закупки
Законом № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) закреплен предельный срок отмены конкурентной закупки: до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке (ч. 5 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ). Если процедура многолотовая, то заказчик вправе отменить всю закупку в целом либо только конкретные лоты (ч. 5 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).
Решение размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения (ч. 6 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ). В случае технических неполадок — на сайте заказчика с последующим размещением ее в единой информационной системе в течение 1 рабочего дня с момента устранения неисправностей (ч. 13 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Таким образом, решение об отмене закупки принимается до окончания срока подачи заявок, а размещается такое решение в единой информационной системе в день принятия этого решения.
Иными словами, решение об отмене закупки может быть размещено в единой информационной системе уже после окончания срока подачи заявок.
Если же Заказчик пропустил срок, отказаться от проведения процедуры он сможет только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (ч. 7 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ). Форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы) — это чрезвычайные и объективно непредотвратимые в конкретных условиях обстоятельства (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Они действуют извне и никак не зависят от воли людей. Верховный Суд РФ, в частности, указал, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"). Таким образом, заказчику рекомендуем принимать во внимание разъяснения Верховного Суда РФ по вопросу об отнесении к обстоятельствам непреодолимой силы. К таким обстоятельствам может быть отнесен, например, пожар, в результате которого было уничтожено транспортное средство заказчика, которое он намеревался обслуживать у исполнителя, выбранного по результатам проводимой закупки.
Информация о закрытой конкурентной закупке, в том числе о ее отмене, не подлежит размещению в ЕИС (ч. 3 ст. 3.5, ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Признаки состава административного правонарушения за несоблюдение сроков размещения отмены закупки
Размещение такого рода уведомления об отмене закупки позволит соблюсти интересы как лиц, подавших заявки, так и потенциальных участников, а также соблюсти принцип информационной закупки. Иначе, неразмещение информации об отмене закупки может являться случаем для обжалования.
Отмена закупки после истечения срока подачи заявок может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ, а также может расцениваться контролирующими органами как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ).
Примеры:
Решение ФАС России от 16.04.2020 № 223ФЗ-275/20;
Решение Ярославского УФАС России от 23.09.2020 № 076/07/3-827/2020 и др.
При этом, в случае обжалования, предписание не выдается, в связи с принятым заказчиком решением об отмене процедуры Закупки (отсутствием предмета обжалования на момент рассмотрения жалобы по существу), рассмотрение жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки не осуществляется, поскольку нарушение носит неустранимый характер на дату принятия решения комиссией.
Отмена закупки у единственного поставщика
Отмена закупку у единственного поставщика или иной неконкурентной процедуры, основания, сроки и порядок действий определяется исключительно в соответствии с положением о закупке, Закон № 223-ФЗ на этот случай указаний не содержит.
К примеру, в случае если в соответствии с положением заказчиком извещение о закупке у единственного поставщика размещается в ЕИС, то публикуется и решение об отмене такой процедуры.
Требования, предъявляемые к размещению в ЕИС решения об отказе от проведения закупки
Также, интересный момент, если рассматривать пункт 30 раздела VI ПП от 10.09.2012 № 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" (далее - ПП РФ № 908), то заказчик вправе разместить в единой информационной системе документ, содержащий сведения об отказе от проведения закупки даже если положением о закупке не предусмотрено размещение в единой информационной системе информации об отказе заказчика от проведения закупки.
Следовательно, данная норма предусматривает две ситуации:
- Обязанность размещения в единой информационной системе информации - в случае если заказчик в положении о закупки предусмотрел размещение на сайте такого отказа от проведения закупки;
- Право размещения в единой информационной системе информации - в случае, если заказчик размещение такого отказа в положение и закупки не предусмотрел.
В соответствии с п. 31 Положения № 908 для размещения в единой информационной системе сведений об отказе заказчика от проведения закупки представитель заказчика в единой информационной системе формирует документ, содержащий следующие основные сведения об отказе от проведения закупки:
— Дата принятия решения;
— Основание принятия решения.
Ни Законом № 223-ФЗ ни ПП № 908 не регламентированы требования к форме документа об отмене закупки и к основаниям для ее отмены. Оформите такой документ в произвольной форме (к примеру, это может быть протокол, приказ или извещение об отмене, формируемый функционалом площадки либо иной документ в случае, если это предусмотрено положением о закупке).
Обязательно необходимо указать в документе дату и основание принятия решения об отмене закупки.
Основания для отмены до окончания приема заявок могут быть предусмотрены в положении о закупке заказчика либо, если такие основания отсутствуют в положении, то это могут быть, к примеру, следующие основания: по решению Заказчика, уточнение описания предмета закупки, пересмотр НМЦД, утрата потребности в закупке и пр.
Сведения об отказе заказчика от проведения закупки считаются размещенными в ЕИС надлежащим образом после размещения документа, содержащего основные сведения об отказе; от проведения закупки и подписания усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя заказчика, в соответствии с п. 4 ПП № 908 (п. 31 Положения о размещении в ЕИС).
Также стоит отметить, что отмена закупки не является основанием для внесения изменений в план, однако это может помочь заказчику соблюсти принцип открытости в отношении потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также для того, чтобы стоимостной объем такой закупки не учитывался в совокупном годовом стоимостном объеме закупок при расчете минимальных объемов у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Если срок для отмены закупки истек
Теперь рассмотрим случаи, когда срок для отмены истек и обстоятельства непреодолимой силы отсутствуют. Хотя Закон № 223-ФЗ и не допускает отмену закупки по истечении времени окончания срока подачи заявок (за исключением обстоятельств непреодолимой силы), ГК РФ предусматривает возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения договора.
Такое право закреплено ст. ст. 717, 782 ГК РФ в отношении договоров подряда и оказания услуг. Если односторонний отказ происходит сразу после заключения договора, то финансовые потери заказчика при одностороннем отказе как правило отсутствуют, поскольку оплате подлежат только фактически понесенные расходы подрядчика (исполнителя). А доказывать наличие, а также размер убытков и понесенных расходов придется в судебном порядке уже подрядчику (исполнителю).
Односторонний отказ от исполнения договора поставки допускается при существенном нарушении поставщиком условий договора (ст. 523 ГК РФ). Под существенным нарушением понимается поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, а также неоднократное нарушение сроков поставки товаров.
В таком случае, заказчик может расторгнуть договор путем немотивированного одностороннего отказа от исполнения договора поставки (если это предусмотрено условиями договора) (хотя такая практика не всегда приветствуется судами при обжаловании поставщиками условий договоров).
Расторжение договора также возможно путем заключения рамочного договора, где объем продукции определяется на основании заявок заказчика (мелкими отдельными партиями). Таким образом, заказчик может либо не выбрать весь объём по договору поставки, либо сократить объем товара на основании своих заявок. Такой подход также предусмотрен ч. 9, 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ путем установления в условиях закупки и проекте договора максимальной цены договора вместе с единичными расценками или формулой цены.
Еще вариант отмены закупки, это отказ от заключения договора в случае предоставления участником закупки недостоверной информации в составе заявки (при наличии таких оснований и если такое основание предусмотрено положением о закупке, а также, если это единственный участник конкурентной закупки).
Другой вариант отмены закупки «предусмотрен» ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. Внесение изменений в извещение или документацию о закупке размещается в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений и приведет к необходимости продления сроков подачи заявок. А до окончания подачи заявок возможна и отмена закупки.
Таким образом, при проведении торгов, заказчику необходимо предусмотреть все возможные варианты и риски по отмене закупки.